|
Хронологический указатель трудов К.А. Пищулиной
30.2002
289. "Зафарнама" // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Ә.Нысанбаев. 4 том. Жоғарғы – Көкше. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2002. 177-б.
290. "Зафар-наме-ий Тимури" // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Ә.Нысанбаев. 4 том. Жоғарғы – Көкше. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2002. 178-б.
291. Захир ад-Дин Мараши // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Ә.Нысанбаев. 4 том. Жоғарғы – Көкше. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2002. 178-б.
292. Кебек хан // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Ә.Нысанбаев. 4 том. Жоғарғы – Көкше. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2002. 466–467-б.
293. Кетқода // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Ә.Нысанбаев. 4 том. Жоғарғы – Көкше. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2002. 554-б.
294. Клавихо // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Ә.Нысанбаев. 4 том. Жоғарғы – Көкше. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2002. 585–586-б.
295. Копчур // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Ә.Нысанбаев. 4 том. Жоғарғы – Көкше. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2002. 652-б.
296. Орта ғасырлардағы Қазақстан тарихы (V–XVIII ғғ.): Нашар көретін оқұшылар мектебінің 7–8 сыныптарына арналған оқұлық. (Үлкейтілген шрифт және суретпен берілген). Аударған Ә.Орынбаева. Төртінші басылымы. Алматы: Мектеп, 2002. 304-б. (К.М. Байпақов, Б.Е. Көмековпен бірлесе жазған).
16 октября 2009 Автор: admin Просмотров: 132483
Другие статьи из этой рубрики
Одним из самых запутанных и интересных вопросов в истории Казахстана является проблема изучения генеалогии Урус-хана - предка основателей Казахского ханства. В казахстанской историографии существует две точки зрения относительно родословной Урус-хана, двадцатого правителя Золотой Орды. Одни историки возводят его родословную к Тукай-Тимуру, тринадцатому сыну Джучи, другие к Орда-Эджену, старшему сыну Джучи. Правда, в советское время в околонаучной литературе существовала еще одна версия происхождения Урус-хана, связанная с его именем, однако она не выдерживает никакой критики и связана с конъюнктурными соображениями тех лет.
Историки и этнографы едины во мнении о том, что прежнее казахское общество состояло из трех социальных слоев. Высшее положение в ее архитектонике занимали представители сословия aq süyek (букв. ‘белая кость’), в которое включались чингизиды-töreler (töre, букв. ‘закон’), и потомки первых проповедников ислама-hodjalar (hodja, букв. ‘хозяин, господин’). Потомки Чингиз-хана, известные также под обобщающим именем töre süyek, имели титул султана и право занимать ханский престол. Отметим, что приведенное сложное название, сокращенное до слова töre, приобрело в казахском языке значения ‘историч. чингизид; аристократ; господин; иронич. начальник’. Среди группы hodjalar, иногда именуемой сословием asıl süyek (букв. ‘благородная кость’), особо почитаемыми были потомки пророка Мухаммеда – сеиды (seyitter). Принадлежность к высшим стратам общества была обусловлена происхождением. Казахская аристократия обладала особым социально-правовым статусом, занимала привилегированное положение в структуре общественных отношений.
С незапамятных времен у казахов существовал устный способ передачи из поколения в поколение сведений о своем происхождении. Это родословная (шежре). Которая дошла и до наших дней. Подвергнутая значительным изменениям при устной передаче, она часто искажала действительное положение вещей. Ф. Энгельс писал: "...родословная рода уходила так далеко в глубь времен, что его члены не могли уже доказать действительно существовавшего между ними родства, кроме немногочисленных случаев, когда имелись более поздние общие предки" [1]. Это обязывает исследователя критически относиться к материалам родословной.
В последнее время вопрос возвращения прежнего названия города Алма-Ата на Алматы, привлек большое внимание ученых и представителей общественности. Было написано много работ, были высказаны самые различные точки зрения по этой проблематике. В данной работе мы решили дать нашу точку зрения на некоторые вопросы, имеющие отношение к проблематике топонима Алматы и вокруг нее. Это, прежде всего, наша рецензия на недавно вышедший сборник, посвященный Алматы ("Письменные источники по истории и культуре Алматы (VIII-начало XXв.)")(статья N1), а также новое толкование прочтения арабской надписи на Чагатайской монете XIII века (статья N2) и некоторые размышления вокруг прежнего названия города - Алма-Ата (статья N3).
В качестве одного из направлений исследований, разрабатываемых отечественной этнографической наукой, выдвигается изучение специфики этнического развития групп некоренного населения, проживающих за пределами основной территории расселения этноса, в инонациональном окружении. Объектом настоящего исследования является одна из таких локальных групп казахов, проживающих за пределами основной территории расселения своего этноса на Южном Алтае.
|
|