Хронологический указатель трудов К.А. Пищулиной
16.1984
129. Тарихы [Ежелгі заманнан 1917 ж. Қазан революциясына дейнгі Қазақстан тарихы] // Қазақ ССР. 4-томдық қысқаша энциклопедия. Бас редакторы М.Қ. Қозыбаев. 1-том. Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясының Бас редакциясы, 1984. 6–21-б.
130. [Карта:] Қазақстан және көршілес аймақтар (14–15 ғ-лар) // Қазақ ССР. 4-томдық қысқаша энциклопедия. Бас редакторы М.Қ. Қозыбаев. 1-том. Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясының Бас редакциясы, 1984. 13-б.
131. [Карта:] 16 ғасырдағы Қазақстан және көршілес аймақтар // Қазақ ССР. 4-томдық қысқаша энциклопедия. Бас редакторы М.Қ. Қозыбаев. 1-том. Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясының Бас редакциясы, 1984. 15-б.
132. Ақ Орда // Қазақ ССР. 4-томдық қысқаша энциклопедия. Бас редакторы М.Қ. Қозыбаев. 1-том. Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясының Бас редакциясы, 1984. 53-б.
133. Алтын Орда // Қазақ ССР. 4-томдық қысқаша энциклопедия. Бас редакторы М.Қ. Қозыбаев. 1-том. Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясының Бас редакциясы, 1984. 63-б.
134. Жетісу // Қазақ ССР. 4-томдық қысқаша энциклопедия. Бас редакторы М.Қ. Қозыбаев. 1-том. Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясының Бас редакциясы, 1984. 144–146-б.
135. Қазақ-жоңғар соғыстары // Қазақ ССР. 4-томдық қысқаша энциклопедия. Бас редакторы М.Қ. Қозыбаев. 1-том. Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясының Бас редакциясы, 1984. 218-б.
136. Қазақ хандығы // Қазақ ССР. 4-томдық қысқаша энциклопедия. Бас редакторы М.Қ. Қозыбаев. 1-том. Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясының Бас редакциясы, 1984. 284–286-б.
137. Моғолстан // Қазақ ССР. 4-томдық қысқаша энциклопедия. Бас редакторы М.Қ. Қозыбаев. 1-том. Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясының Бас редакциясы, 1984. 347–348-б.
138. Мұхаммед Хайдар // Қазақ ССР. 4-томдық қысқаша энциклопедия. Бас редакторы М.Қ. Қозыбаев. 1-том. Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясының Бас редакциясы, 1984. 354–355-б.
139. Мұхаммед Шайбани // Қазақ ССР. 4-томдық қысқаша энциклопедия. Бас редакторы М.Қ. Қозыбаев. 1-том. Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясының Бас редакциясы, 1984. 355-б.
140. Орта Азия // Қазақ ССР. 4-томдық қысқаша энциклопедия. Бас редакторы М.Қ. Қозыбаев. 1-том. Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясының Бас редакциясы, 1984. 376–378-б.
141. Өзбекстан // Қазақ ССР. 4-томдық қысқаша энциклопедия. Бас редакторы М.Қ. Қозыбаев. 1-том. Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясының Бас редакциясы, 1984. 385-б.
142. Өзбек хандығы. 385–386-б.
143. Темір // Қазақ ССР. 4-томдық қысқаша энциклопедия. Бас редакторы М.Қ. Қозыбаев. 1-том. Алматы: Қазақ Совет энциклопедиясының Бас редакциясы, 1984. 484-б.
16 октября 2009 Автор: admin Просмотров: 140622
Другие статьи из этой рубрики
Исследователь, работающий с источниками позднесредневекового времени, не может не заметить различные подходы в освещении истории Центральной Азии, обусловленные не только разной информированностью создававших хроники авторов, существовавшими традициями и стереотипами освещения тем, но и преднамеренными искажениями и умолчаниями тех или иных событий. Имеются и генеалогические искажения, имеющие также определенную политическую подоплеку.
Характеризуя вкратце политические интересы династий, во славу которых создавались многие восточные хроники, отмечу, в частности, что наиболее тенденциозно подавалась история взаимоотношений с казахами и их политическими предшественниками в тимуридской и шейбанидской историографиях, чему есть определенные причины и исторические мотивы.
Формирование национального самосознания казахов определялось рядом факторов внутриэтнического характера и объективными условиями развития казахского общества. Особенно активно этот процесс происходил в XX в. Хотя, как показала в своих исследованиях Н.Е. Бекмаханова, уже в XVIII и особенно в XIX вв. вследствие все более активного втягивания региона в общероссийскую экономику, участия казахов в важнейших военно-политических событиях Российской империи, а также усложнения форм социальной организации, медленного, но неуклонного перехода от кочевых к полукочевым и оседлым формам жизнедеятельности, интенсивного общения казахской элиты и ссыльных представителей русской демократической интеллигенции и др. обстоятельств казахский этнос обретал новое качество развития в рамках мирового сообщества [1].
Проблема аутентичного наименования Казахского государства позднего средневековья XV–XVII вв. прежде не вычленялась в отдельную исследовательскую проблематику. Как показывает опыт татарстанских коллег [1], такая постановка может быть продуктивной как в вопросе установления названия государства, так и в выяснении государственного устройства, этносоциального состава, территориальных границ. Данная публикация обращает внимание исследователей на сведения в целом широко известного персоязычного сочинения "Михман-наме-йи Бухара" Ибн Рузбихана Исфахани о наименованиях Казахского государства – Казахского ханства. В контексте названия данной публикации сведения этого источника не привлекались.
Как известно, пища относится к одному из наиболее важных элементов материальной культуры, являясь носителем этнической специфики. В современных условиях стандартизации и унификации многих явлений культуры и быта сфера пищевых запретов и приоритетов сохраняет максимальное количество этнически значимых черт. Но применительно к казахской диаспоре в Западной Сибири эта тема освещалась фрагментально[1]. Данная работа является первой попыткой системного описания пищи казахов Омской и Новосибирской областей. В научный оборот вводятся новые данные, показывающие соотношение традиционных и новых элементов питания. ритуальное значение пищи, а также сведения о традиционной утвари, сохранившейся в современных условиях.
Казак — тюркское слово. Его исходная форма именно такая: два увулярных к' начальный и конечный, — к' а з а к'. Со времени выхода известной книги А. Левшина о казахах (1832) в трудах некоторых ученых распространено утверждение о том, что в "Шах-наме" великого персидского поэта Фирдоуси (рубеж X—XI столетий), в разделе о Рустаме якобы говорится о казахах и ханах казахских. Однако cодержание бессмертного творения хорошо известно ориенталистам, и там нет ни слова о слове "казак". Как показали многолетние исследования ведущего востоковеда Республики Казахстан Б. Е. Кумекова, нет упоминания термина "казак" и в сочинениях ранних арабских авторов. В мусульманских письменных источниках мы встречаем его в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894-м, со значением "бездомный", "бесприютный", "скиталец", "изгнанник".
|