|
© Эдуард Хуршудян востоковед, доктор исторических наук, член Восточного Нумизматического Общества (Лондон)
Об Алматы и проблеме вокруг нее. Часть I.
Оригинальная версия: Первая и вторая часть данной статьи опубликованы в журнале "Мысль" (номер 4, 2010. Э. Хуршудян. О названии Алматы: исторический взгляд. С.79-93; номер 7, 2010. Э. Хуршудян. Чагатайская монета. С.83-91; Э. Хуршудян. О старом названии Алма-Ата. (в печати).)
В последнее время вопрос возвращения прежнего названия города Алма-Ата на Алматы, привлек большое внимание ученых и представителей общественности. Было написано много работ, были высказаны самые различные точки зрения по этой проблематике. В данной работе мы решили дать нашу точку зрения на некоторые вопросы, имеющие отношение к проблематике топонима Алматы и вокруг нее. Это, прежде всего, наша рецензия на недавно вышедший сборник, посвященный Алматы ("Письменные источники по истории и культуре Алматы (VIII-начало XXв.)")(статья N1), а также новое толкование прочтения арабской надписи на Чагатайской монете XIII века (статья N2) и некоторые размышления вокруг прежнего названия города - Алма-Ата (статья N3).
1.Рецензия на книгу (сборник): "Письменные источники по истории и культуре Алматы (VIII-начало XX в.)"
Сборник[1] состоит из переводов различных средневековых источников с китайского, персидского и тюркского языков. Из сведений, сообщаемых русскими и европейскими путешественниками, а также из исследований русских и европейских востоковедов, посвященных изучению Семиречья [2] . Вышеуказанная работа содержит материалы по истории, географии, этнографии и экономике города Алматы и сопредельных с ним территорий. Сборник содержит также введение, где его составители очень кратко приводят основные исторические источники, имеющие отношение к Алматы, а также обращаются к вопросу этимологии топонима Алматы. Тема сборника представляет большой интерес для востоковедной и исторической науки.
Одновременно, хотелось бы остановиться на некоторых упущениях и неточностях, которые, на наш взгляд, были допущены при составлении рецензируемого сборника.
Целью работы, согласно составителей сборника, является представление научной общественности и широкому кругу читателей максимального объема сведений (в разное время зафиксированных историками и путешественниками) и содержащие упоминание о современной Алматы. Однако, как будет показано ниже, основные свидетельства ранних источников относятся к одноименному топониму/гидрониму Алматы, который географически находился на территории современного Китая, недалеко от города Кульджа (кит. Йининг) современной столицы Или-Казахского автономного округа КНР (в составе Синцзян-Уйгурского автономного района) [3] . Одновременно следует отметить, что источниковедческая база Сборника представлена далеко не исчерпывающе.
Так, например, в Сборнике не нашлось места для известной работы Н.Н.Пантусова, которая проливает свет на многие вопросы, связанные с интерполяцией истории кульджинской Алматы на современный Алматы! (об этом см. ниже) [4] . По каким-то причинам общеизвестный науке пассаж был опущен. Между тем вышеуказанные сведения проливают свет на многие темные места в исторической географии двух Алматы, региона Семиречья и Илийского края.
А некоторые из приведенных в сборнике исторических свидетельств имеют отношение к Алмалыку - столице Чагатаидского Ханства (географически город также находился на территории Или-Казахского автономного округа). Другие же, приведенные в сборнике источники, имеют опосредствованное отношение к заявленной теме сборника! Несмотря на то, что составители сборника определяют хронологические рамки своего исследования с VIII в.н.э. по начало XX в., тем не менее, некоторые приводимые в сборнике источники выходят заявленный промежуток времени.
Так, например, в сборнике приводится источник, автор которого жил аж в I в. н.э.. Речь идет о китайском источнике "Цяньханьшу" ("История династии Старшая Хань", 260 г. до н.э. - 20 г. н. э.). В сборнике также упоминается и китайский источник VII в. н. э. - "Да Тан Сиюй Цзи"[5] . Следующий китайский источник XI в. н. э. – это "Таншу" ("Новая история династии Тан"), автор сочинения Оуян Сю (Юн-шу)[6] , описывает историю династии Тан (618-907 гг. н.э.).
Последующий, приводимый в сборнике китайский источник, называется "Чань-Чунь Чженьжэнь си ю цзи" ("Записки о Западном крае" даосского учителя Чань-Чунь Чженьшэня) (XII в.н.э.). При детальном анализе приведенных китайских источников становится очевидным, что данные источники не содержат упоминаний об Алматы, а содержат лишь сведения о Семиречье и сопредельных регионах, а также сведения о событиях, имевших место в этих краях в разные исторические промежутки времени. Приводимый у "Чань-Чунь Чженьжэнь си ю цзи" город Алима (в китайских источниках также зафиксирована форма Алимали [7] ) (=Алмалык - столица Чагатаидов), никакого отношения к современной Алматы не имеет и как увидим ниже, все ранее приведенные в источниках сведения, относятся к этому топониму [8] . Авторы сборника пытаются поставить знак равенства между современной Алматы и Алмалыком – столицей Чагатаидов, хотя сами же приводят работу известного исследователя Центральной Азии Э. Бретшнейдера, в которой он считает ошибочным утверждение Лерха ("Археологическое путешествие в Туркестан") о том, что современный город Верный (Верное) к северу от озера Иссык-Куль - это и есть Алмалык. В заблуждение его ввел тот факт, что русский форт Верное был построен в 1854 году в местности у реки, которую казахи называют Алматы (op.cit., cc. 274) [9] .
Представлены также позднекитайские источники XVIII в. "Сиюй Туджи" и "Сиюй Шуй Дау Цзи". В этих источниках упоминается гидроним Алимату Баршук гол (река) (="неиссякаемая река Алимату/Яблочная") (для баршук ср. совр. монг. баршгуй "неиссякаемый, неистощимый, чрезвычайно обильный" [10] ) гол, что с монгольского означает Алимату полноводная река. Это, скорее всего, одна из рек Илийского края, упоминаемая у Пантусова (см. текст).
Далее следуют новоперсидские источники
1. "Худуд ал-Алам" (X век.). В этом источнике топоним Алматы не упоминается. Он содержит сведения о Семиречье и сопредельных странах. Здесь следует отметить, что первая часть сборника, касающаяся ранних источников по истории Алматы, отчасти не отражает поставленные в названии сборника задачи ("Письменные источники по истории и культуре Алматы"), где в своем превалирующем большинстве речь идет о Семиречье и сопредельных областях.
2. "Зафар-Нама" Низам ад-Дина Шами (XIV-XV вв). В этом произведении топоним Алматы не упоминается. Речь идет о событиях, имевших место в Семиречье, а также встречается …имя Алмалык "Зафар-нама" (кн. III, 9), в связи с походом в 1390 году Амира Тимура в Моголистан против джете [11] (op.,cit. C.274).
3. "Аноним Искандара" Муин ад-Дин Натанзи (XV в.). В указанном источнике Алматы не упоминается.
4. "Зафар-нама" Шараф ад-Дина Али Йазди (XV в.). В указанной работе упоминается Алмалыг (=Алмалык) - столица Чагатаидов.
5. "Матла’ Ас-Са’дайин" ‘Абд ар-Раззака Самарканди (XV в.). В данном произведении Алматы не упоминается. Имеются сведения, касающиеся походов Тимура в Моголистан.
6. "Муизз ал-Ансаб", аноним (XV-XVI вв.). В источнике приводятся сведения об Алмалике (=Алмалык) – столице Чагатаидов!
7. "Тарих-и Рашиди" Мирза Мухаммад-Хайдар Дуглат (XVI в.). Мирза Мухаммад Хайдар Дуглат в своей работе "Tārīkh-i Rashīdī" [12] дважды упоминает топоним Алмату (=Алмалык) в виде Almātu (с долгим алефом). В одной из глав [Глава, где речь идет об Амир Камар ад-Дине] говорится о том, что Амир Тимур направившись в поход, покинул свою область. Амир Тимур послал к границам Алмату (Almātu) Амир Бахрам Джалаира, Китай Бахадура и Шейх Бахадура (op.cit., c.57)]. Следующая глава - Рассказ о жизни и деятельности Шахибек-хана. "Это событие совершилось в Алмату (перс. Almātu), который находился в месте, который больше известен как Моголистан" (op.cit., с.278) [13] . В обоих контекстах нет никакой топографической привязки со современной Алматы! Принимая во внимание то обстоятельство, что практически все ранние источники содержат сведения о топониме Алмату, что соответствует столице Чагатаидов – Алмалыку или же топониму вокруг него, мы заключаем, что под указанным топонимом также надо понимать область что около Кульджи. В обоих контекстах нет никакой топографической привязки со современной Алматы! Составители сборника, следуя Скайлер/Шуйлеру, ошибочно относят данный топоним к современной Алматы [14] .
8. "Тарих-и Шахрухи" Мулла Нийаз-Мухаммада Хуканди (XIX в.). В этом источнике упоминается название крепости Уч-Алматы (=Уш-Алматы) [15] . Издатель текста - В.А.Ромодин считает, что целью похода Канаат Шаха было завладеть и вытеснить русских из крепости Уч-Алматы, расположенного в районе, где русские основали крепость Верное, впоследствии город и областной центр Верный (совр. Алматы). В бою под Узун-Агачем кокандские войска потерпели поражение и поход Канаат-шаха на Уч-Алматы закончился полной неудачей.
Издатели сборника считают, что это название произошло от названий трех речек - Большой и Малой Алматинок и Весновки (=Есентай). Между тем рек с названием Алматы, спускающихся с гор Алматы Алагир(и) (=Алматы-Ала-Гыры) (="Высокий хребет Алматы") не две и не три, а по крайней мере пять. Две или три в Казахстане и три на южном склоне, т. е. в Кыргызстане. Одна из них называется Коль-Алматы, где коль – монг. гол "река", еще одна просто Алматы (вытекает из озера Алматы), третья – Туюк-Алматы (название реки происходит от ледника Туюк-Су, расположенного в самом верху малого алма-атинского ущелья "Туюк-Су", что в переводе означает "стоячая вода"). В качестве третьей с нашей стороны больше подходит правый приток Большой Алматинки – река Проходная, от истока которой через перевал проходили к кыргызскому озеру Алматы и далее по реке Алматы к реке Чонг-Кемин. А.Н. Гаркавец допускает, что где-то у трех кыргызских и двух казахских Алимату и была некая промежуточная станция или даже три одноименных станции ханской дороги - небольшие укрепленные городки ставились на расстоянии одного суточного перехода друг от друга. По-видимому, все эти реки и соответствующие ущелья именуются по монгольскому названию хребта, с которого они спускаются в южную и северную стороны. Ниже считаем уместным привести названия всех рек со своими притоками [16] .
В отличие от предыдущих источников, "Тарих-и Шахрухи" содержит свидетельства о современной Алматы. Название Уч – Алматы (Уш-Алматы)
Как следует из китайского географического трактата "Сиюй Туджи" (XVIII в.) встречаются три названия с гидронимом (монг.-ойр.) Алимату (=тюрк.-монг. Алматы): а) Алимату Баршук гол (река) - в горах Барлык (далеко от современной Алматы) (ср. Пантусов), б) Алимату гол (река) (около Кульджи-Хоргос) (ср. Пантусов), в) Гурбан [17] Алимату (монг. "три Алматы") (вар. "Гуарбан [18] Аламуту", "гуербан Алимату"). Фактически перед нами гидронимы, засвидетельствованные на территории Илийского края (Или - Казахский автономный округ, КНР)! Составители сборника ошибочно считают, что Уч-Алматы (=Уш-Алматы) [19] является тюркским переводом монгольского гидронима Гурбан Алмату/Алимату("три Алматы") и объясняют название крепости Уч-Алматы [20] исходя из названий рек Большая и Малая Алматинка, и Весновка(=Есентай)! Однако, как можно увидеть выше, эти гидронимы находились вдали от современной Алматы! Об этом факте в своих переводах упоминают также и составители сборника (см. Сборник, c.18). Исходя из сведений сообщаемых Н.Пантусовым (см. ниже) можно предположить, что название Гурбан Алимату, скорее всего, связано с названиями рек, которые находились в Илийском крае (Восточный Туркестан), нежели имеют отношение к названиям Большая и Малая Алматинка и Есентай!
Сведения, оставленные нам Н.Н. Пантусовым, позволяют нам предложить альтернативное толкование названия крепости Уш - Алматы.
Ниже считаем уместным привести соответствующий пассаж от Н.Н. Пантусова (указанные сведения от Н.Н.Пантусова были опубликованы в Кауфманском сборнике) [21] .
29 сентября 2010 Автор: admin Просмотров: 44010
Другие статьи из этой рубрики
В 2009 году исполняется 75 лет со дня рождения и 50 лет научной деятельности видного ученого Республики Казахстан, ведущего историка-медиевиста и востоковеда Клавдии Антоновны Пищулиной. Всю свою научную деятельность К.А. Пищулина посвятила изучению позднесредневековой истории Казахстана и Центральной Азии. Ее появление в казахстанском востоковедении совпало с началом формирования собственной историко-востоковедной школы советского Казахстана в дальнейшее развитие которой она внесла свой личный немалый вклад как профессиональный востоковед – иранист и тюрколог. Многие ее научные открытия дошли до своего читателя через многотомные издания "Истории Казахстана" и "Казахской энциклопедии". В подобных фундаментальных коллективных изданиях зачастую остаются в тени конкретные авторы этих трудов, поскольку это не индивидуальные статьи и монографии, но изложенные в них идеи и мысли быстрее всего получают распространение. Благодаря этим трудам многие научные открытия К.А. Пищулиной получили всеобщее признание и на протяжении многих лет тиражируются в различных изданиях, научных монографиях и статьях, учебниках и учебных пособиях, республиканских и региональных энциклопедиях, справочниках.
В советской и, в частности, казахстанской историографии деятельность Джаганши Досмухамедова (Джанши, Жахинши Дос-Мухамедова) и других руководителей казахского автономистского движения Алаш начала XX в., как известно, долгое время оценивалась однозначно отрицательно (1). Однако с конца 80-х гг. прошлого столетия был открыт доступ к ранее закрытым архивным источникам, активизировалась исследовательская деятельность историков и публицистов. В итоге стали появляться работы, которые проливают новый свет на политическую биографию и судьбу таких ярких представителей казахской интеллигенции начала XX в., как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Джаганша и Халел Досмухамедовы, Мухамеджан Тынышпаев, Мустафа Чокаев и другие (2).
Хронологический указатель трудов видного ученого Республики Казахстан, ведущего историка-медиевиста и востоковеда Клавдии Антоновны Пищулиной.
Историки и этнографы едины во мнении о том, что прежнее казахское общество состояло из трех социальных слоев. Высшее положение в ее архитектонике занимали представители сословия aq süyek (букв. ‘белая кость’), в которое включались чингизиды-töreler (töre, букв. ‘закон’), и потомки первых проповедников ислама-hodjalar (hodja, букв. ‘хозяин, господин’). Потомки Чингиз-хана, известные также под обобщающим именем töre süyek, имели титул султана и право занимать ханский престол. Отметим, что приведенное сложное название, сокращенное до слова töre, приобрело в казахском языке значения ‘историч. чингизид; аристократ; господин; иронич. начальник’. Среди группы hodjalar, иногда именуемой сословием asıl süyek (букв. ‘благородная кость’), особо почитаемыми были потомки пророка Мухаммеда – сеиды (seyitter). Принадлежность к высшим стратам общества была обусловлена происхождением. Казахская аристократия обладала особым социально-правовым статусом, занимала привилегированное положение в структуре общественных отношений.
|
|