Поиск
Советуем посмотреть
MONUMENTA ALTAICA – свободный доступ к древним и современным текстам на алтайских языках, к современной и классической научной литературе по лингвистическим проблемам алтайских языков, к словарям, библиографиям и грамматикам монгольских, тюркских, тунгусо-маньчжурских, корейского и японского языков. 
|
 |
 |
Статьи |
 |
|
 |
|
Статьи
Актуальной задачей историко-этнографических исследований алтайцев является изучение отдельных этногенетических и этноструктурных компонентов этой сложной метаобщности. В настоящей статье на основе анализа разнообразных источников, в том числе и полевых (1976-1988 гг.), дается развернутая характеристика небольшого народа ашкыштымов, которому принадлежит особая роль в формировании многих этнических и этнотерриториальных групп алтайцев, и в первую очередь бачатских телеутов.
1 сентября 2008 Просмотров: 4456
Изучение родовых отношений всегда было традиционной темой социально-антропологических и этнологических исследований. Поэтому в настоящее время накоплен большой материал исследований формирования, развития, а так же исчезновения родовых отношений у разных народов мира. Родовые отношения существовали во всех человеческих обществах и до настоящего времени остатки родовых отношений проявляются в демографическом поведении, в формировании малых групп и т.д. Однако, что такое "род"? Традиционное определение - это родственная экзогамная группа, связанная особыми отношениями солидарности, родовыми ритуалами и нормами поведения.
1 сентября 2008 Просмотров: 3846
Со времени административно-территориального, а затем культурного отдаления телеутов и алтайцев прошло уже довольно много десятилетий. Политическая раздробленность XVII в. сказалась на развитии языка, материальной и духовной культур. Несмотря на это, основополагающие элементы культуры остались неизменными. Рассмотрим это на примере обрядов, знаменующих приход нового года - сом jангыртары у телеутов и jаскы мургуул у алтайцев.
1 сентября 2008 Просмотров: 4048
От своих родителей, Тенгерекова Сергея Ивановича и Тенгерековой Лидии Николаевны в девичестве Сарбачаковой, я знал историю моего народа- теленгетов совсем иную, не такую какую нам преподносят до сей поры. Впервые официальное подтверждение истории моего народа теленгетов я нашел в трудах ученого тюрколога, профессора Уманского Алексея Павловича. Профессору Уманскому А.П. надо отдать должное, он всю свою сознательную жизнь посвятил восстановлению истории теленгетов 17- первой четверти 18 века. Его труды "Телеуты и русские в 17- 18 веках", "Телеуты и их соседи в 17- первой четверти 18 века" должны стать настольными книгами в каждой семье теленгета. Профессор Уманский А.П. одним из первых подверг ревизии труды академика Л.П. Потапова, он первый из отечественных историков на официальном уровне сказал о нас правду. В его трудах я впервые на официальном уровне нашел подтверждение той истории моего народа, которую поведали мне мои родители. Чтобы поведать вам историю теленгетов такой, какой мне преподнесли мои родители, мне пришлось в течение более двадцати лет вести по крупицам сбор и обработку материалов касающихся истории теленгетов.
1 сентября 2008 Просмотров: 6245
Этногенетические (этногенеалогические, этногонические) традиции вызывают особый интерес в исследовании проблем этнической истории. Ни один народ не мог "происходить ниоткуда" и поэтому стержневым становится вопрос о его происхождении. Алтайцы, один из тюркоязычных народов Южной Сибири, вплоть до настоящего времени сохраняют представление о принадлежности каждого из них к определенному сеоку ("сööк", дословно "кость"). Представители одного сеока или родственных сеоков состоят между собой в родственных отношениях "карындаш".
1 сентября 2008 Просмотров: 6719
1 сентября 2008 Просмотров: 5356
1 сентября 2008 Просмотров: 5781
1 сентября 2008 Просмотров: 4245
1 сентября 2008 Просмотров: 7501
1 сентября 2008 Просмотров: 9918
Винников Я.Р. Родоплеменной состав и расселение киргизов на территории Южной Киргизии.//ТКАЭЭ, 1956 - Т.1
1 сентября 2008 Просмотров: 7078
Джамгерчинов Б.Д. Очерк политической истории Киргизии XIX века. - Фрунзе
1 сентября 2008 Просмотров: 31248
Происхождение кыргызов, согласно генеалогическому древу родов - "Санжыре", берет свое начало от легендарного Долон-бия. У него было три сына, именами которых и были названы три основных отдела кыргызского народа - Ак уул (правое крыло), Куу уул (Левое крыло) и Кызыл уул (отдел Ичкилик или Булгачи).
1 сентября 2008 Просмотров: 17535
В.Я. Бутанаев. Этническая история хакасов XVII-XIX вв. - М.: Изд-во АН СССР, 1990 - С.258
1 сентября 2008 Просмотров: 6353
При разделе весной 1226 года Чингиз-ханом завоеванных монголами земель между сыновьями, Чагатай получает земли от страны уйгуров до Самарканда и Бухары. Кроме того, ему придаются 8 тысяч всадников собственно монголов. Ставка орды Чагатая находилась к западу от Алмалыка, ныне города Кульджа (Инин) в Синьцзяне и называлась Куяш и Улуг-иф (Улуг-уй - "Большой дом"). Согласно сообщениям Карши, центральная часть его владений с главным городом Алмалыком называлась "Иль-аларгу" или "Иль-Аларгузи". Кроме того, в состав владений Чагатая входил и Мавераннахр (междуречье Аму- и Сыр-дарьи), однако фактически им владел каган Угэдэй (1229-1241).
1 сентября 2008 Просмотров: 15852
1 сентября 2008 Просмотров: 8996
350-е - в орде шаньюя Халатоу (356-358), числом около 35 тыс. кибиток, поселившейся в степях восточнее Ордоса на территории Ранее Янь, в числе племен хунну упоминается племя ЯНЬТО. 551 - племя СЙЕЯНЬТО становится вассалами I Тюркского каганата. Согласно "Тан-Шу": "сйеяньто - особое поколение Теле... между телескими поколениями это было самое сильное... предки Теле были потомками Хуннов... язык Теле схожен с Хуннским."
Племя СЙЕЯНЬТО образовано от слияния родов СЙЕ (СИР) с родом ЯНЬТО. Сиры покорили Яньто и во главе объединения стал господствующий ханский род ИЛЬТЭР (с кит. Илиту).
1 сентября 2008 Просмотров: 4534
События, сведенные мной в таблицу в хронологическом порядке, связаны с историей кочевников Азии, в основном тюрков и монголов, и охватывают большой период истории.
1 сентября 2008 Просмотров: 6380
Памятник-эпитафия сооружен в честь одного из правителей Второго тюркского каганата - Могиляна, известного нам под тронным именем Бильге-кагана. Расшифровка этого памятника открыла для мира древнетюркскую рунику, и весьма сложно переоценить значение этого памятника в вопросе изучения государственности, мироустройства и культуры древних тюрков.
1 сентября 2008 Просмотров: 12744
Памятник или прижизненная эпитафия сооружены в честь одного из основателей Второго Тюркского каганата,предводителя второго по значимости после каганского, рода Ашидэ, советника каганов Эльтериша(Кутлуга), Капагана (Мочжо, или Бо-чура) и Бильге (Могиляна) - мудрого Тоньюкука.
1 сентября 2008 Просмотров: 10190
|
|
|
Советуем прочитать
Об исключительном значении кипчакского компонента в этногенезе киргизов говорят многие данные, в первую очередь история современного киргизского языка. Составители классификаций тюркских языков помещают киргизский язык в особую киргизско-кипчакскую группу восточнохуннской ветви тюркских языков или определяют его в кипчакскую группу тюркских языков... 
|