Статьи
 

КОЖОМ-ШУКУР


Театрализованные
празднования
1000-летия кыргызского
эпоса "Манас"
Каждого человека рано или поздно начинают волновать вопросы своего происхождения. Поиск своих корней, возможно, обусловлен генетической памятью, а у кочевников интерес к предкам, судя по всему, присутствует в крови. Отсутствие письменности у киргизов предопределило развитие фольклорной, песенной и легендарной традиций. Примером тому эпос "Манас". Каждому племени присущ свой вариант эпоса, хотя, конечно, общая смысловая линия сохраняется во всех вариантах.

Теплый летний вечер. Под полотном вьющегося виноградника я веду беседу с двоюродным дедом. Неторопливо пьем тягучий зеленый чай, порывы прохладного ветерка приятно овевают нас. На горизонте темнеют контуры нашего села Джийде. Дед отвечает на мои вопросы неторопливо и размеренно, и я ощущаю в этой неторопливости тяжелый и безвозвратный напор времени. Речь заходит о нашем селе. На мой впрос о селении Джийде-мазар он удивленно вскидывает густые брови и одобрительно кивает. Да, такое селение было, но из-за непредсказуемого норова реки Кара-дарьи жители преселились немного дальше по левобережью, в более безопастное место. Я прошу его рассказать о нашем роде, и единственное, что он определенно знает, это то, что наш род - Кожом-шукур, и что мы - кыпчак-киргизы, что у нас был раньше другой, отличный от современного киргизского язык, и что мы все выходцы из-под Баткена.

Действительно, и сейчас самый большой в Киргизии анклав киргиз-кыпчаков живет именно в районе Баткена. Мои предки переселились в нынешние земли примерно в середине прошлого столетия. Вот что об этом сообщают хроники:

"По соседству с Ханабадом (современный город Бек-Абад в Узбекистане, ранее Советабад) находился кишлак Джигда-могол. Его земли некогда принадлежали узбекам и киргизам Сузака (районный центр в Джалал-абадской области Кыргызстана). Примерно в 50-е годы они были перекуплены киргизами родов Могол и Найман (одна из окраин Джийде и ныне называется Найман). Осевшие здесь бедняки не имели достаточно скота для откочевок на лето, поэтому и вынуждены были обратиться к земледелию. Было расширено три старых арыка Ямындыр, Бадальбай и Джигда, прорыто два новых канала под названием Кыпчак-арык, и киргизы занялись земледелием. Однако к полной оседлости так и не перешли".
Моя родная бабушка, тоже кыпчачка, Эрсалят-чон-эне была родом из Ханабада, возможно, в следущем отрывке упомянут ее, и следовательно, мой родственник:
"За вакфный участок Махтаб-хана (школа - бабушка жила именно возле нее) и Мухаммед Исхак-бая в селе Джигда-могол платил организатор вакфа, житель села Ханабад, Мухаммед Исхак-бай".

 

КИРГИЗ-КЫПЧАКИ

Кто же такие киргиз-кыпчаки? Ныне они входят в состав Ичкиликов. Подразделяются киргиз-кыпчаки на роды:

    ДЖАМАНАН,ОМОНОК,ТАЗ, ШЭРДЭН, КАРМЫШ, ТОР АЙГЫР, АХТАЧИ, КОЖОМ ШУКУР, ДЖАРТЫ БАШ, АЛТЫКЕ, САКОО КЫПЧАК, КЫЗЫЛ АЙЯК.

Представители рода Кожом-Шукур жили в начале века в горах Кумбель, селе Джийде-мазар и в Ханабаде. Когда же киргиз-кыпчаки появились в Ферганской долине?

Интересны в этом отношении опросы Винникова Я.Р.
Информатор Тохтогул Султансары сообщил ученому, что его 8-й предок прибыл в Ферганскую долину вместе с родственниками жейдемиш и калдалар из местности Итарка Сары-джол-сай в Восточном Туркестане.
Тохтогул приводит генеалогию Ичкиликов:

КЫРГЫЗ-БАЙ
НАМРАТ
СУБУХАН-КУЛИ

от него три сына:

ПУЛАД (кыпчаки), ШУМАТ (найманы) и ШИРМАТ

от Ширмата

НАДЫР-ШАА (бостоны) и СУЛТАН-ШАА (кесеки и жоо-кесеки)

По версии же Алихана Тагаева, кыпчаков около 300 лет назад из местности Итарка Сарыджол привел некий Чумач-бий, кстати, этот же Чумач-бий упоминается как один из основателей Кокандского ханства. По Тагаеву, генеалогия отделения Ичкилик выглядит следующим образом:

ИЧКИЛИК
ПУЛАД-ХАН

от него сыновья:

КЫПЧАК и НОЙГУТ

По мнению Винникова Я.Р., девять подразделений киргиз-кыпчаков кочевали в Фергане, Алае и Кашгаре издревле. и около 300 лет назад в Фергане появляются новые кочевники - кыпчаки, прибывшие из Монголии. В их составе было несколько одноименных подразделений. Незадолго до возникновения Кокандского ханства в районах Ферганы появляется небольшая группа киргизов во главе с Ходжо-Шукур-бием, называвшими себя также кыпчаками. Их потомство стали называть подразделением "ходжошукур" - кожом-шукур - в нашем произношении. По другим данным, кожом-шукуры прибыли в Фергану вместе с кочевыми узбекскими племенами Шейбани. С Винниковым Я.Р. соглашается и Абрамзон С.М., по его мнению, основная масса племен включаемых в состав Ичкиликов, связывает свое происхождение с территорией Восточного Туркестана, и в преданиях упоминаются реальные географические названи,я как Сары-джол, Каркыра, Кёк-дёбё. Согласно Усейун-ажы эти местности находились на Текесе. Согласно некоторым киргизским преданиям, все племя кыпчак во главе с ханом Шырдаком прибыло из местности Кёк-дёбё-Каркыра. Причем хана Шырдака считает своим предком подразделение кожом-шукур! Кроме того, на Тянь-Шане известно городище или крепость Шырдак-бека. По преданиям, Шырдак-бек жил в конце XVII века. Одно время он был владетелем Яркенда , а его потомок некий, Аким Шерип, владел Таш-коргоном.

Так или иначе, все же можно предположить, что кожом-шукуры прибыли в Фергану около 200-300 лет назад из северо-восточных земель Восточного Туркестана, перед возникновением Кокандского ханства, при этом некоторое время они имели тесные контакты с казахским кругом племен - отсюда родовое подразделение кожом-шукуров - Казак. В 1710 году вождь племени минг Шахрух-бий основывает город Коканд на месте древнего поселения Хавокенда. Кочевая знать некоторых узбекских племен становится основой нового Кокандского ханства. По некоторым легендам, это были племена Минг, Юз, Кыргыз и Мангыт.
По сообщению "Мунтахаб ат-Таварих" Мухаммада Хаким-хана во времена правления Абд ар-Рахим-бия, сына Шахрух-бия, владетель Ходжента Акбута-бий направляет против Абд ар-Рахим-бия отряд киргизов, которые терпят от него поражение. В середине XVIII века, после разгрома и геноцида Цинов в отношении джунгар, последние устремляются в Фергану. Союзные войска кокандцев, кыпчаков и киргизов отбивают вторжение джунгар, однако сразу же кыпчаки начинают смуту. Кыпчаки захватывают и подвергают разграблению Тюря-курган и Араван. Унаследовавший престол Коканда другой сын Шахруха, Абд ар-Карим-бий, разбивает кыпчаков и казнит их "40 предводителей". Вообще, число "40" весьма сакрально для киргизов, вспомним "40 девушек - кырккыз", или 40 богатырей Манаса - знаменитых "Кырк чоро". Основная часть киргиз-кыпчаков появляется в Фергане в конце XV - начале XVI веков, также из Восточного Туркестана.

 

ЗАПАДНО-КЫПЧАКСКИЙ КРУГ ПЛЕМЕН

Вне поля зрения моего внимания оказался так называемый западно-кыпчакский круг племен. Это, прежде всего, кыпчаки, принявшие участие в этногенезе казахов, кара-калпаков, ногайцев, узбеков, башкир и татар.
Казахские историки признают доминирующую роль кыпчаков в процессе этногенеза казахов. Ныне казах-кыпчаки входят Средний жуз и подразделяются на роды: Кара-кыпчак, Сары-кыпчак, Ктай-кыпчак, Кулан-кыпчак, Тору-кыпчак, и более мелкие подразделения - Есин, Сейит, Кобланды, Токтар-бий, Кюльденен, Кара-балык, Тору-айгыр, Бултан, Узун, Кок-бурун.
В 1856 году были записаны подразделения кыпчаков Оренбургского ведомства - Качик, Алатай, Джака-аяк, Ташкур, Арук, Балгачи, Научан, Ярбасты, Алтыбаш, Уста, Юка, Кирта, Эсенгельди, Куба, Юлдай.
Близкие казахам каракалпаки тоже признают существенную роль кыпчаков в своем этногенезе. Каракалпакские кыпчаки делятся на племена Канглы, Алты-ата, Жети-коше. Все эти племена и роды относятся к западно-кыпчакскому кругу племен.
Рассматривая структуру кыпчакских родов среди узбеков, можно определить две крупные части: Сарт-кыпчаков: Тогуз-уруу, Джети-уруу, Парча-кыпчак, Кара-кыпчак, Ак-кыпчак, Сары-кыпчак, Кыпчак-сарай. и Кыпчаков с родами: Яшик, Бузульмас, Ульджа, Катта-яйдок, Ак-таулы, Сузак, Ак-тумар, Алимбек-кыпчагы, Барчин, Беглер, Бостон, Кугай, Бугач, Кумушой, Ульмес, Яшик, Жайдак, Пучугай, Элатан, Таз, Сырмак, Джетти-кашка, Черик, Тору-айгыр, Кулан, Ак-буура, Башкырд, Сары-кыпчак, Казак, Калмак, Ктай, Нурата-кыпчак, Узун, Юз, Шерзод-ульмес и многие другие.
Анализ состава этих родов позволяет определить то, что в состав кыпчаков досоветского Узбекистана входили как западно- и восточно-кыпчакские племена, так и собственно киргизские (бостон, черик, барчин, калмак).

Отдельно можно отметить кыпчаков Хорезма - Сегиз-урук-кыпчак с родами: Канглы, Канжигали, Шункарлы, Туяклы, Уйшун, Ойрот, Тама, Балгалы, Кара-кыпчак, Асс.
К западно-кыпчакскому кругу племен относятся и башкирские кыпчаки с родами Кара-кыпчак, Сарыш, Аслы, Сайкан, Бушман, Гэрэй, Санкем, Суун, Карагай, Ак-кыпчак.

 

ВОСТОЧНЫЕ КЫПЧАКИ И КИРГИЗЫ

Выделение восточно-кыпчакской общности позволяет обратиться к данным языка. Исследователь Поливанов Е.Д. попробовал определить этапы развития восточно-кыпчакского языка, и на основе его гипотез можно сделать следующие выводы:

I этап. Единый восточно-кыпчакский язык. Ареал - Прииртышье, вплоть до Джунгарии, и южный Алтай.
II этап. Отделение от него южно-алтайского языка.
III этап. Отделение от него языка кыпчаков Ферганы.
IV этап. Формирование из него киргизского языка.
Поливанов писал, что "единственным действительно ближайшим и специфически близким киргизскому оказывается лишь крайне незначительный в статистическом отношении т.н. кыпчакский язык, язык ферганских кыпчаков в свое время игравших столь известную роль в династической истории Кокандского ханства".
Плоских В.М. считает, что экономическую и бытовую общность киргизов и кыпчаков Ферганы обусловили территориальная и этническая их близость. Языковые данные не могут считаться определяющими, но они дополняют ранее сказанное - не стоит искать родину киргизов на Енисее, не стоит говорить о какой-то простой миграции енисейских племен на Тянь-Шань, в места современного обитания.
Истоки киргизов именно в кругу восточно-кыпчакских племен.
Рассмотрим еще раз данные эпоса "Манас".
Белек Солтоноев приводит две версии таласских киргизов:
Первая:
"Когда кара-китаи напали на Кара-кыштак, что вблизи Алма-Аты, из кыпчаков рода ЛОКУШ батыр Манас пришел в Талас, где вместе с владетелем Намангана Кара-Ходжой объединился против кара-китаев и разбив их, вернул Кара-кыштак кыпчакам".
И вторая версия:
"В 680-1460-е годы из рода Джетти-кашка племени кыпчак был один батыр по имени Манас".
По опросам Белека Солтоноева, Сарколские (памирские) киргизы говорят о том, что Манас происходил из племени Сары-ногой, или Кыпчак. Кашгарские киргизы - из племени Кыпчак, род Лакшу. Киргизы Кетмень-Тюбе и Ферганы - из Ногоев.

Если рассматривать термин Ногой, то можно отметить его политическое значение. Орда ногоев состояла в основе своей именно из кыпчаков, при главенстве представителей рода Мангыт. И среди современных ногайцев много кыпчаков.
Среди соратников Манаса упоминаются кыпчаки Эр-Тоштук (ему посвящен и отдельный, малый эпос у киргизов, а также у барабинских татар, записанный Радловым В.В.) сын Элемана, Айдар-хан, его сын Эр-Кокче, кыпчак Кукотай и его сын Бок-мурун, кыпчак Сарбан-таз и его сын Урбю (некоторые его называют киргизом). Значительную роль при Манасе играет его советник Кошой из племени катаган, у киргизов есть легенда, посвященная убийству кыпчаком Эр-Эшимом катаганца Турсуна.

Другой близкий соратник Манаса, представитель племени Нойгут - Чубак. Тесная связь нойгутов и кыпчаков не подлежит сомнению, оно, скорее всего, входило в круг кыпчакских племен, так как аналогичного названия на Алтае неизвестно, а нойгуты считаются выходцами из Алтая. Среди других легенд киргизов, согласно Тоголок Молдо, упоминается Эрдене-хан-кыпчак, владетель Ходжента. Его дочь Мания возглавляет материнскую фратрию киргизского племени Сайрак. Ее сын по имени Пайыз был сверстником некоего Азыка (прародитель племени Азык, ветвь Тагай, крыло "Он"), сына Домо-хана-кыпчака, владетеля Торо-коргона. Действительно, среди подразделений Азык мы находим род Бычман (у башкир Бушман, легендарный предводитель кыпчакского племени Олбурли).
Кроме того, материнскую фратрию в племени Кара-чоро, ветвь Тагай возглавляла внучка того самого Эрдене-хана-кыпчака.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фиксация в Джунгарии топонима "Кур-кара-усу" близ города Манас, позволяет наконец обозначить промежуточный этап в движении киргизов из земель, прилегающих к Алтаю на современные территории. Это позволяет поставить вопрос о трех этапах формирования киргизского этноса.
I этап. С середины VII века, а конкретнее со времени падения в 745 году Второго Восточно-тюркского каганата, в бассейне реки Иртыш начинается формирование кимако-кыпчакского союза племен(археологически это - Сросткинская культура, что доказал Савинов Д.Г.). Позднее во времена расцвета Кыргызского каганата со ставками на Орхоне и на Танну-Ола, на обозначенные территории начинается проникновение значительных групп енисейских кыргызов.
Время. Не ранее 840 года, времени образования Кыргызского каганата. По всей видимости, наиболее активный период проникновения древних кыргызов - вторая половина IX века, когда ставка перемещается из Отукена в район Танну-Ола.
Характер. Первоначально военная экспансия, затем мирное проникновение и постепенная интеграция. Вспомним данные из "Худуд ал-Алем".
Итоги. На основе субстратного (аборигенного) кыпчакского компонента и пришлого древнекыргызского (енисейского), на территориях Восточного Казахстана и прилегающих областях Джунгарии, с середины IX по XII в. происходит формирование новой этнической общности. Главенствующую роль в политическом, хозяйственном отношениях играют либо кыпчаки, либо кыргызы - в зависимости от местонахождения. Ближе к Алтаю и Джунгарии - древние кыргызы; ближе к Иртышу - кыпчаки. При этом численное превосходство кыпчаков обусловило языковую принадлежность новой общности к кыпчакской группе языков (западно- хуннской). Этноним новой общности "кыргыз" можно объяснить стремлением выделиться из конгломерата кимако-кыпчакских племен, различных в культурных, хозяйственных отношениях (к примеру кыпчаки области Андар аз-Кыпчак тяготели к огузским племенам). Для енисейских кыргызов эти "кыргызы" уже "чужие", но родственные племена, язык же енисейцев развивается в другом направлении.
II этап. В XI-XIV веках киргизы начинают проникать в районы Восточного Туркестана, в частности, в Турфанский оазис и другие. Имело место как экспансия общности "киргиз" на юго-восток, так и вынужденная откочевка под давлением найманских, телеских и монгольских племен.
Общность "киргиз" занимает в это время земли от Иртыша до Турфана, при этом их восточная часть активно вовлечена в политические события, связанные с ойратами (Угэчи-кашка, Магу-кыргыз, поход на Пекин), а западная - в события, связанные с Моголистаном.
На этот этап приходится уже полное оформление единой общности с устойчивым восточно-кыпчакским языком и общим миропониманием (предания, легенды), единым осознанием принадлежности народу "Кыргыз".
III этап. Киргизы, в связи с ослаблением Могольского государства и тимуридских государств, начинают заселять предгорья Тянь-Шаня и оазисы Восточного Туркестана в период после XIV века. В XV веке они уже проникают в Фергану. На этот этап приходится заселение киргизами современных земель в Кыргызтане и Восточном Туркестане, вплоть до Лобнора.
Встает важный вопрос о различиях между восточными и западными кыпчаками и о путях их дальнейшего этногенеза.
Основной части западных кыпчаков был присущ так называемый меридианальный способ кочевания, племена этой группы вошли в состав казахов, татар, каракалпаков, ногайцев, узбеков, отчасти туркменов, башкиров и крымских татар.
Восточные же кыпчаки кочевали по предгорьям, занимая маленькие долины - этот способ кочевания еще называют яйлажно-стойловым.
Отсюда и различия, к примеру между киргизами и казахами, при практически одном, схожем наборе тюрко-монгольских племен два народа пошли разными путями.
Так в общем, по моему мнению, складывалась судьба восточных кыпчаков и их потомков - киргизов и алтайцев.
Оговорюсь, что многое еще требует доработки и более тщательного анализа. Но, на мой взгляд, общие черты этногенеза киргизов имели именно такой характер и последовательность.

Томск. 1999 год.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 25      Комментарии

Другие статьи из этой рубрики

З.К. Дербишева. «Философия кыргызов через призму языка» (статья первая)

Язык является неотъемлемой частью этноса, его главным атрибутом. Язык создает неповторимый и адекватный образ этноса. В лингвистической традиции долгое время язык интересовал нас как средство коммуникации и как особая знаковая система условных единиц. Однако с активизацией этнолингвистического и лингвокультурологического вектора исследований в современном языкознании, язык стал также рассматриваться как ментальный "портрет" этноса, который эксплицирует его языковое мировосприятие, вербально аккумулирует духовный и материальный опыт народа.

Мехмет Кылдыроглу. Этнополитические связи кыргызов и кыпчаков во второй половине IX-XVI вв.

Диссертационная работа посвящена комплексному исследованию основных этапов становления и развития этнополитических связей кыргызов и кыпчаков во второй половине IX-XVI вв. В диссертации обстоятельно исследована роль кыпчакских племен в процессе становления кыргызского народа и выявлены кыпчакские компоненты в родоплеменном составе кыргызов. При написании настоящей диссертации помимо сведений письменных источников широко использованы также материалы фольклора, топонимии и этнографии тюркоязычных народов Евразии. В результате сопоставительного анализа более шестидесяти этнонимов кипчакского происхождения в этническом составе кыргызского народа установлено, что межэтнические связи кыргызов и кыпчаков начинаются еще в Кв., когда на политическую арену Центральной Азии вышли Кыргызский и Кимакский каганаты, и завершились, в основном, в эпоху Золотой Орды и государства Моголистан.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, всем зарегистрированным посетителям надо ввести свой логин и пароль. Кликните на ссылке "Авторизация" в самом верху страницы, и откроется форма для ввода логина и пароля. Если у вас еще нет логина, предлагаем вам зарегистрироваться на сайте. Процедура регистрации очень простая и быстрая. Буквально в течение минуты у вас появится возможность задавать вопросы, общаться с другими пользователями, комментировать статьи, в общем участвовать в жизни сайта. Добро пожаловать!
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2014 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | баннеры сайта